Плотникова Марина

Психолог-консультант
Вернуться в блог

Как научить ребенка сотрудничеству?

23 августа 2018

Сотрудничество — это готовность трудиться вместе. Почему эту способность так важно воспитать в ребенке? Попробую ответить на этот вопрос.
Так или иначе у каждого члена семьи существуют свои обязанности. И, конечно, родители требуют от своего ребенка выполнения своих обязанностей. Чем ребенок старше, тем, как правило, обязанностей больше. Во многих семьях основное взаимодействие с ребенком осуществляется на почве выполнения им своих обязательств. И большинство конфликтов происходит также на этой почве.

Существуют два способа добиться выполнения от ребенка того, что хотят родители:
метод угроз, шантажа и запугиваний или через сотрудничество.
Рассмотрим каждый из них.

Метод угроз действует быстро и не требует терпения, он дает возможность слить свою негативную энергию на ребенка. Минус этого метода в том, что во-первых он действует до поры до времени, а когда ребенок вырастает, перестает быть эффективным; и во-вторых, как правило, приводит к отчуждению и проявлению враждебности ребенка к своим родителям. Также, как показывает мой психологический опыт, методы воспитания основанные на страхе, пробуждают в современных детях склонность к саморазрушению. Ребенок вырастает нервным, эгоистичным, агрессивным.

Без запугивания, насилия, подавления воли, ребенок обретает контакт со своей совестью, уважает других, не подчиняется слепо авторитетам. Дети, наученные сотрудничать,
хотят и умеют вести переговоры, думать своей головой. Они способны на творчество, сострадание, доверие и любовь. В семьях, где родители стремятся сотрудничать с ребенком, никто не жалуется на отсутствие взаимопонимания и агрессивность ребенка.
Очевидно, что для построения добрых, долгосрочных отношений с детьми, предпочтителен второй способ воспитания.

Но как же научить ребенка сотрудничать?

Самый действенный способ: практиковать совместную деятельность.
Обязанности ребенка мыть посуду, убирать свою комнату, выносить мусор и т. д., часто ему скучны и неинтересны. Особенно, если этих обязанностей много и выполнение их занимает много времени. Поэтому не стоит сразу сильно нагружать ребенка делами, лучше делать это постепенно. Также, можно научить его преодолевать скуку во время рутинной работы. И для начала начните, например, убирать комнату вместе. Дети любят играть и вы можете представить уборку в виде игры, или включить музыку, или запланировать какое — то совместно-привлекательное событие после.

В плане совместной деятельности, чаще привлекайте ребенка как помощника в своих делах.

Это может быть приготовление еды, закупка продуктов, планирование отпуска. Важно, чтобы вы делали это вместе, советовались с ним и давали возможность сделать самостоятельно посильную ему часть. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был лидером и занимал активную жизненную позицию, дайте ему возможность проявить себя как лидер, пусть в той зоне совместного дела, которую вы ему выделили, он сам решит как его лучше сделать. Но при этом, не забывайте показать, что в целом вы — главный и значит, к вам можно обратиться за помощью и окончательное решение — за вами.

Важным условием сотрудничества является замена приказного тона на тон просьбы, например:

Приказ
Почисти зубы!
Уберись в комнате!
Иди, подержи табуретку!

Просьба
Пожалуйста, пойди почисти зубы.
Не мог бы ты убраться в своей комнате сегодня?
Помоги мне, пожалуйста, подержи табуретку.

Мы часто не умеем просить сами, в таких случаях полезно учиться просить вместе. Это тоже может стать вашей совместной деятельностью. Просьба — это признак уважения, когда вы просите, вы показываете ребенку, что он не менее значим, чем вы сами и имеет права.
Уважая своего ребенка и показывая ему это, вы пробуждаете в нем готовность слушать ваши просьбы и выполнять их. Чтобы ребенок вас уважал, подкрепляйте свои слова делом. И не торопитесь давать советы, если ребенок их не просит.
Уважайте и его право на сопротивление. Дайте возможность сопротивляться и возражать. Сопротивляясь, ребенок учится воспринимать свой внутренний мир, свои желания, чувства, эмоции.

Привлекая детей к совместной деятельности, не стоит слишком увлекаться объяснениями, потому что дети устанут вас слушать прежде, чем вы закончите, от усталости у них пропадет желание выполнять ваши просьбы. Объяснить можно в процессе деятельности, а лучше дождаться, когда ребенок сам вас начнет спрашивать как лучше сделать.
Взаимодействуя с ребенком и обучая его сотрудничеству, говорите о своих чувствах и переживаниях только в том случае, если ими вы обосновываете свою просьбу: « я так устала на работе, помоги мне пожалуйста, вымыть посуду!» Высказывание своих негативных чувств порождает в детях чувство вины, поэтому в остальных случаях переживаниями лучше делиться с друзьями и взрослыми родственниками. Ну и не забывайте в ходе совместной деятельности, поддерживать ребенка в его переживаниях, сочувствовать ему если что то не получается. Одной из ошибок родителей является акцентирование ребенка на проблеме, вместо привлечения его к совместной деятельности и обозначения того, что ему нужно сделать. Например:

Фиксирование на проблеме
Вы слишком шумите!
В твоей комнате опять беспорядок!
Ты такой грязный!

Установка на действие
Пожалуйста, ведите себя тише.
Уберись, пожалуйста.
Умойся, пожалуйста.

Если ребенок активно проявляется, часто таким образом он пытается привлечь ваше внимание и с радостью примет ваше предложение по сотрудничать, особенно если вы его предложите в игровой форме.
Сотрудничество детей с родителями приносит обоюдную радость. В ваших силах научить ребенка быть счастливым и быть счастливым самому.
Проявляйте свои положительные эмоции, хвалите, создавайте совместные праздники и радуйтесь вместе!

Задать свой вопрос
вы можете прямо сейчас
Задать вопрос

Задайте свой вопрос
и получите ответ в течение дня

Позвольте себе получить профессиональную и компетентную поддержку
в решении жизненных ситуаций
Все обращения носят исключительно анонимный характер и не раскрывают личности третим лицам.