Плотникова Марина

Психолог-консультант
Вернуться в блог

Причины и следствия агрессивного поведения детей

23 августа 2018

В настоящее время в СМИ появляется все больше тревожных сообщений о повышении агрессивности детей в обществе. Подростки применяют оружие в школе и дома. Пока, большей частью, это происходит не в нашей стране, но консультируя своих клиентов, я все чаще слышу, как родители недоумевают по поводу проявления грубости и неуважения к ним со стороны своих детей.

В чем же причина агрессивного поведения ребенка и что с этим делать? В этой статье я хочу дать ответы на эти вопросы.
Если мы сравним прошлый век с настоящим, то увидим, что темп жизни значительно возрос. Мы успеваем за день гораздо больше из-за возможности быстро перемещаться на большие расстояния, доступности и скорости получения разнообразной информации. За один только день человек воспринимает и обрабатывает огромное количество сигналов извне.
В то же время потенциальные возможности нашей психики остались прежними. Для того, чтобы быть способным поддерживать возросший энергоинформационный обмен, человек должен быть здоров, уметь динамично концентрироваться и расслабляться и избирательно поглощать ту информацию, которая ему нужна. В противном случае, психика перенапрягается и человек начинает испытывать стресс. При длительном нахождении в состоянии стресса, происходит развитие психических и соматических заболеваний.
Такая ситуация обстоит со взрослыми, а что же дети?

Психика детей созревает к 18-20 годам, до этого она не зрела, а нагрузки на ребенка ничуть не меньше, чем нагрузки у взрослого. Это происходит из-за того, что как правило, родителям не удается, даже если они этого хотят, снизить количество обрушивающейся информации на ребенка. С раннего возраста у детей есть доступ к мобильным телефонам, телевидению, интернету. Зачастую родители, занятые поглощением и переработкой информации, уставшие за день, сами занимают внимание ребенка гаджетами.
Помимо возросшей количественной нагрузки на нервную систему ребенка, изменилось и качество поступающей информации. Коммерциализация средств массовой информации привела к тому, что по телевизионным каналам часто показывают насилие, жестокость, агрессию. Ребенок с раннего возраста привыкает к громким звукам и мельканию кадров на экране, которые снижают у него чувствительность к слабым и тихим сигналам.

Все это приводит к тому, что дети зачастую оказываются в ситуации перегруза психики с одной стороны и отсутствия внимания родителей — с другой. Бывает, что родители не только обделяют ребенка вниманием и заботой, но и регулярно сбрасывают свое накопившееся напряжение за день на детей. В этом случае «общение» с гаджетами становится для ребенка гораздо более привлекательным, а контакты с родителями начинают быть помехой этому общению.
В какой то момент, чувствуя, что они теряют контроль над поведением ребенка, родители начинают угрожать: «Перестань или я…»; запугивать: «Я все расскажу о тебе в школе», унижать: «Посмотри на тебя все смотрят!»; унижать и запугивать одновременно: «Вон дядя полицейский сейчас тебя заберет, накажет, или скажет какой ты невоспитанный и т.д».

Протест против такого отношения к себе, дети проявляют в виде агрессии. Она может быть направлена как внутрь: ненависть к себе, неудовлетворенность собой, своим внешним видом, способностями, самоуничижение; так и вовне и проявляется грубостью, неуважением, непослушанием.
Да, детьми легче и быстрее управлять с помощью запугивания, унижения и угроз. Как следствие получается нервный, агрессивный и неуправляемый ребенок.
Помимо агрессивного поведения, признаками психологической перегрузки ребенка являются: ухудшение внимания, памяти и, как следствие, снижение успеваемости у школьников; периоды апатии; появление навязчивых движений (грызет ногти, чешется, дергает себя за волосы); резкое снижение или набор веса, увеличение частоты простудных или появление хронических заболеваний и т. п.

Если вы хотите, чтобы ребенок не проявлял агрессию, используйте другие методы общения с детьми:

• Давайте ребенку внимание, заботу, любовь (проводите с ним время);
• Включайте в его режим дня часы для физической нагрузки или прогулок;
• Учитывайте желание и интерес ребенка при выборе дополнительных занятий;
• Разговаривайте с ним тихо, спокойно и уважительно;
• Давайте ему возможность отреагировать свои эмоции.

То есть старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть, поддерживать его интересы, желания, увлечения. Разрешайте и поощряйте больше, запрещайте и порицайте меньше, учитывайте его индивидуальные, возрастные и личностные особенности. Да, все это потребует от вас дополнительных временных и эмоциональных затрат, но в результате они окупятся и вы получите гораздо больше!

Задать свой вопрос
вы можете прямо сейчас
Задать вопрос

Задайте свой вопрос
и получите ответ в течение дня

Позвольте себе получить профессиональную и компетентную поддержку
в решении жизненных ситуаций
Все обращения носят исключительно анонимный характер и не раскрывают личности третим лицам.