Плотникова Марина

Психолог-консультант
Вернуться в блог

Гиперопека

23 августа 2018

В нашем обществе большинство родителей считают, что опекать ребенка правильно и необходимо. И действительно, если малыша оставить одного, через какое-то время без взрослой помощи он может погибнуть. Но где границы того, когда опека идет на пользу ребенку, а когда во вред? Об этом я и хочу поговорить в этой статье с вами, уважаемые родители.

Действия родителей, которые требуются ребенку для выживания, описаны в медицинских справочниках и пособиях, посвященных правилам по уходу за ребенком. Эта информация касается режима питания, гигиены, прогулок и я ни в коей мере не собираюсь ее опровергать.

Моя задача состоит в раскрытии темы психологической составляющей заботы о детях.
Я уверена: каждый, кто пережил счастье материнства или отцовства, согласится со мной в том, что первым импульсом который исходит от родителей, является попытка защитить своего ребенка от боли, ошибки, разочарования.
В большинстве случаев это происходит от того, что мы, родители, сами очень боимся переживания негативных эмоций, возникающих у нас в ответ на плач детей. Мы боимся беспокойства, страха, душевной боли, которые зачастую становятся просто невыносимыми. Эти переживания возникают из-за того, что мы представляем себя на месте ребенка и примериваем то, как он выражает свои эмоции на себя, что является ошибкой.

Стоит понимать, что дети до года плачем выражают любой дискомфорт. Прикосновение всего лишь мокрой пеленки может вызвать целую бурю негодования и длительный крик.
В зависимости от причины дискомфорта: голод, холод, проблемы с пищеварением, недостаток внимания, характер крика немного разнится, но переживает ребенок при этом совсем не то, что приписывают ему родители. Для ребенка крик — это сигнал о дискомфорте и только. Это мы, взрослые проецируем на плач детей различные эмоции.
Нервная система ребенка устроена так, что он быстро забывает о случившемся и чем младше ребенок, тем быстрее протекает этот процесс. Родители переживают свои эмоции от плача ребенка гораздо дольше. И если вы, дорогие мамы и папы, будете об этом помнить, вам будет легче понять, что на самом деле происходит с ребенком и, следовательно, вы сможете помочь своему ребенку более эффективно.
Подытожу предыдущий абзац так: ребенок, который способен громко кричать — здоров! Крик ребенка — это его нормальная реакция на раздражители внешней среды.

Когда малыш подрастает, он начинает активно осваивать мир. И в этот период правильно,
создав безопасное для ребенка пространство, дать ему возможность исследовать это пространство самостоятельно. Да, учась ходить он будет падать; осваивая контакт с предметами, он может ронять их на себя или ударяться; исследуя разные среды — контактировать с холодной водой. Да, иногда он будет плакать из-за неожиданных ощущений и тем самым, запоминать их, трансформируя в дальнейший опыт.

Ребенку нужны свои маленькие проблемы, трудности, неприятности! Подумайте сами:
— откуда возьмётся упорство и сила если взрослые спешат на помощь и не дают попробовать сделать самому?
— если нет неудач, промахов как научиться исправлять ошибки?
— если не оставляют одного, как научится быть интересным самому себе?
— если запрещают иметь свое мнение, как научиться отстаивать свои интересы, приобрести настойчивость и целеустремленность, которые так нужны в этом наполненном конкуренциями мире?

Ребенок познает мир методом проб и ошибок. Чем больше мы ограничиваем детям возможность получать опыт, тем более беспомощными перед жизнью они растут, тем сложнее им потом придется там, где нас не будет рядом: детский сад, школа, взрослая жизнь.

Итак, опираясь на свой психологический опыт, посоветую следующее:
1. Создавайте безопасные пространства, т. е. такие, где жизни ребенка ничего не угрожает. Для этого стоит убрать из зоны доступности ребенка возможность контакта с электричеством, химическими веществами, огнем и т.п.
2. Давайте возможность ребенку побыть в этом пространстве одному.
3. Когда ребенок с вами, создавайте иллюзию самостоятельности. Занимайтесь своим делом, присматривая за ним незаметно.
4. Не соотносите громкость плача ребенка со степенью его дискомфорта.
5. Давайте внимание ребенку тогда, когда он его попросит. Это означает, что когда ребенок подбегает к вам поделиться своими достижениями, порадуйтесь построенному из песка домику, вытащенному из воды камешку, разобранной игрушке — ведь он сам ее разобрал! И наоборот, если ребенок занят, не отвлекайте его, если в этом нет особой нужды.
6. Позволяйте ребенку переживать — ведь так он учится различать свои эмоции. Дайте ему поплакать от боли, огорчиться от сломанного, побояться неизвестного. Будьте рядом! Разделите с ним его печаль, боль, радость.
7. Утешайте! Пережив эмоции, ребенок заслуживает, чтобы его пожалели, похвалили, поддержали. Переключите его внимание на что то другое, если он слишком долго задерживается в переживании.

Не бойтесь эмоций, будьте вместе!

Задать свой вопрос
вы можете прямо сейчас
Задать вопрос

Задайте свой вопрос
и получите ответ в течение дня

Позвольте себе получить профессиональную и компетентную поддержку
в решении жизненных ситуаций
Все обращения носят исключительно анонимный характер и не раскрывают личности третим лицам.