Плотникова Марина

Психолог-консультант
Вернуться в блог

Про формирование психологических границ…

17 октября 2018

Граница — «линия, ограничивающая пределы чьей-либо собственности», показывающая, где кончается собственность одного человека и начинается собственность другого».

Осознавая свою собственность — будь то какая-то территория в физическом мире или внутреннее психологическое пространство, человек может распоряжаться ею по своему усмотрению и, в идеале, несет ответственность за то, что происходит внутри границ его собственности. Когда у человека есть нечто, что ему принадлежит и чем он распоряжается, появляется ресурс, который можно использовать для взаимодействия с другими людьми.

Кроме этого осознание своей собственности и ее границ предполагает, что человек начинает переживать себя отдельно от окружающего мира, а также выделять в этом мире других и, следовательно, рассматривать их как возможных партнеров для контакта – так возникает интерес к общению. Большинство сложностей при взаимодействии с другими людьми происходят именно тогда, когда человек не чувствует или искаженно переживает свои границы. В этом случае, плохо отличая свои желания, ценности и установки от устремлений другого, человек часто соглашается делать то, что он не хочет, переживая дискомфорт, вместо удовольствия от общения с другими людьми.

Переживание своих границ формируется в детстве и большую роль в этом процессе играют родители. Впервые с границами ребенок встречается незадолго до своего рождения, во внутриутробном периоде, когда он вырастает настолько, что начинает касаться стенок матки. Этот период описан у известного чешского психолога, автора метода холотропное дыхание, Станислава Грофа как переход во вторую базовую перинатальную матрицу. Он пишет, что в этот период, переживание ребенком благостной бесконечности и безграничности сменяется чувством ограниченности его мира. И это одна из важных стадий для дальнейшего становления психики взрослого человека.

Однако сознательное понимание границ приходит к ребенку постепенно и формируют это осознание именно родители.

Формирование искажения границ происходит, если мама и папа не считаются с мнением и интересами ребенка, часто кричат на него, не выделяют ему личного пространства или без предупреждения нарушают его, врываясь, например, в детскую без стука. То же самое происходит в тех случаях, когда ребенка слишком опекают и не дают возможности действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за те или иные поступки. Вырастая, ребенок испытывает трудности с пониманием своего собственного Я и очень часто уступает другим в ущерб себе, потому что:

  • Боится показаться «плохим» и отвергнутым,
  • Доказывает себе и остальным, что он «хороший»;
  • Воспринимает любовь к себе как плату за свое постоянное «да»;
  • Спасается от реального или потенциального гнева окружающих, потому что не в силах быть в зоне конфликта;
  • Стремится «отдать долг» родителям в ответ на их упреки.

Если в семье родители с детства с уважением относятся друг к другу и к ребенку, признавая его право на личное пространство, ребенок с детства начинает ясно различать свои границы и у таких детей появляется:

  • Четкое ощущение того, кто они такие и что хотят
  • Представление о том, за что они отвечают
  • Способность делать выбор
  • Способность говорить «нет»
  • Возможность познать истинную любовь — любовь, основанную на свободе.

Таким образом, от вас, уважаемые родители, зависит насколько успешен ребенок будет в своей жизни и счастлив в отношениях с другими людьми.

Подробно и хорошо о правилах формирования у детей границ и различных семейных ситуациях, связанных с этим процессом, вы можете почитать в книге Генри Клауда, Джона Таунсенд «Дети: границы, границы…»

Задать свой вопрос
вы можете прямо сейчас
Задать вопрос

Задайте свой вопрос
и получите ответ в течение дня

Позвольте себе получить профессиональную и компетентную поддержку
в решении жизненных ситуаций
Все обращения носят исключительно анонимный характер и не раскрывают личности третим лицам.